Магнитные потери Рм происходят только в сердечнике якоря, так как только этот магнитопровод машины постоянного тока подвергается перемагничиванию. Величина магнитных потерь, состоящих из потерь от гистерезиса и потерь от вихревых токов, зависит от частоты перемагничивания (от частоты вращения якоря), значений магнитной индукции в зубцах и спинке якоря, толщины листов электротехнической стали, ее магнитных свойств и качества изоляции этих листов в пакете якоря. Электрические потери Рэ обусловлены нагревом обмоток и щеточного контакта. Они зависят от нагрузки машины, поэтому их называют переменными. Механические потери Рмех складываются из потерь от трения щеток о коллектор, трения в подшипниках и потерь на вентиляцию. Механические и магнитные потери при стабильной частоте вращения можно считать постоянными. Сумма магнитных и механических потерь составляет потери холостого хода.
Р0= Рм + Рмех
В машинах постоянного тока имеется ряд трудноучитываемых потерь, называемых добавочными Рд. Согласно действующему стандарту, в машинах без компенсационной обмотки Рд =1% от полезной мощности в генераторах, или Рд =1% от подводимой мощности для двигателей; в машинах с компенсационной обмоткой Рд =0,5%. Определив суммарную мощность вышеперечисленных потерь можно подсчитать КПД машины.
Обычно КПД машин постоянного тока составляет 0,75 – 0,90 для машин мощностью от 1 до 100 кВт и 0,90 – 0,95 для машин мощностью свыше 100 кВт. Для машин малой мощности (5 – 50 Вт) КПД составляет 0,15 – 0,50. |